Результаты конференции по паллиативной помощи 7-11 ноября 2011 года

Конференция организована организационно-методическим отделом Первого Московского хосписа при содействии Благотворительного Фонда помощи хосписам “ВЕРА” и при финансовой поддержке Фонда первого Президента России Б.Н. Ельцина, МОСОБЛБАНКа, ООО “Фирма “Финко”.

Дата проведения: 7-11 ноября 2011 года
Место проведения: Первый Московский хоспис Департамента здравоохранения города Москвы
Участники: руководящий состав 18 хосписов и паллиативных отделений городских многопрофильных больниц из 14 регионов России.

В ходе конференции обсуждались:

  • общие проблемы паллиативной помощи, а также сложности, с которыми сталкиваются сотрудники хосписов в разных регионах страны, в том числе и в Москве
  • проблемы ухода за инкурабельными больными
  • проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников хосписов и паллиативных отделений
  • этические, психологические и духовные аспекты паллиативной помощи
  • вопросы привлечения добровольцев и благотворителей к помощи неизлечимым пациентам.

Заслушав и обсудив доклады участников конференции по паллиативной помощи, Конференция отмечает:

  • Принятие Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где впервые сформулировано понятие “паллиативная помощь” (вступит в силу 1 января 2012 года), позволяет надеяться на развитие системы оказания паллиативной помощи в стране.
  • В Государственной программе развития здравоохранения с 2012 по 2020 года, а также в программе развития здравоохранения г. Москвы (2012-2016гг.) должное внимание развитию системы оказания паллиативной помощи не уделено.
  • Наблюдается значительный рост числа онкологических заболеваний, как в мире, так и в Российской Федерации. За последние 3 года заболеваемость злокачественными новообразованиями в Москве выросла на 4,1%, по РФ рост заболеваемости составил 3,6%. В связи с этим необходимо увеличить объемы специализированной медицинской помощи инкурабельным онкологическим больным, а также психологической поддержки их близким. Также необходимо принять во внимание, что в связи со старением населения, потребность в учреждениях медико-социальной помощи (хосписов, отделений паллиативной помощи, домов сестринского ухода) составляет 10 коек на 10 000 взрослого населения.
  • Организация и развитие сети хосписов в России идет крайне медленно. Количество действующих хосписов для онкологических больных покрывает нормативную потребность не более чем на 10%. А существующие отделения сестринского ухода не способны удовлетворить потребности населения в оказании паллиативной помощи. На территориях, которые будут присоединены к Москве с 1 января 2012 года, хосписов для онкологических больных нет. Кроме того, практически не обеспечены паллиативной помощью пациенты с другими нозологиями и дети.
  • В большинстве хосписов отсутствуют службы помощи на дому. Если в хосписе нет выездной службы, его работа не может считаться полноценной и качественной. По опыту работы Первого Московского хосписа 50% больных хотят провести последние дни жизни дома и при этом иметь возможность получать помощь квалифицированного специалиста.
  • Находящиеся на лечение в федеральных клиниках Москвы иногородние граждане РФ практически лишены возможности получить направление на бесплатную госпитализацию в московские хосписы, что при отсутствии на территории Москвы хосписов федерального подчинения, приводит к тому, что сотни человек остаются без необходимой помощи и ухода.
  • Недостаточное финансирование хосписов и отделений паллиативной помощи не позволяет обеспечить достойный уровень ухода и комфорта для пациентов. Без поддержки благотворительного сообщества выделяемого бюджета хватает на удовлетворение не более 65% нужд.
  • Внесение изменений в законодательство о государственных учреждениях и придание всем хосписам статуса казённых учреждений делает фактически невозможной оказание адресной благотворительной помощи государственным организациям, оказывающим медико-социальные услуги, и существенно ухудшает их материальное положение.
  • Руководство хосписов повсеместно сталкивается с равнодушием местных органов власти к проблемам помощи неизлечимым больным, отсутствием минимальной поддержки. Действующее в регионах Положение о хосписе, утвержденное приказом Минздрава РСФСР от 01.02.91 № 19, не отражает современные тенденции развития хосписного движения, основы хосписной философии, общую политику и методологию помощи неизлечимым больным, критерии оценки качества оказываемых услуг, не содержит рекомендаций по штатному расписанию хосписов и других информационных материалов, необходимых для объединения хосписов в единую службу.
  • Не решен вопрос о включении специальности «Паллиативная помощь в онкологии» в номенклатуру специальностей и должностей врачей и среднего медперсонала. В результате отсутствуют должности внештатных специалистов по этой специальности, не решаются вопросы подготовки и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала по паллиативной помощи в онкологии, сертификации их по этой специальности, формирования аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий. Фактически единственной площадкой для обмена опытом и повышения квалификации на данный момент является Первый Московский хоспис, куда регулярно приезжают сотрудники уже существующих хосписов и новых отделений паллиативной помощи Москвы и регионов страны.
  • Не разработаны медицинские и экономические стандарты паллиативной помощи, а также методика определения региональной потребности в лекарственных препаратах, инструментальном и техническом обеспечении (нехватка средств по уходу и обезболивающих препаратов в первую очередь сказывается на качестве жизни пациентов паллиативных служб).
  • В целях эффективного решения существующих медицинских, медико-организационных и кадровых вопросов, повышения объема и качества специализированной медицинской помощи инкурабельным больным в хосписах и отделениях паллиативной помощи, интенсификации научных исследований в паллиативной медицине

Конференция считает необходимым:

  • Включить специальность «Паллиативная помощь в онкологии» в номенклатуру специальностей и должностей врачей и среднего медицинского персонала.
  • Разработать и утвердить новое типовое Положение о хосписах. При разработке типового Положения обратить особое внимание на разделы, посвященные нормированию потребности, целям, задачам, структуре, штатному расписанию и финансированию хосписов, включить основные положения политики и методологии помощи в хосписах, оценке качества предоставляемых услуг, а также положения об организационно-методическом обеспечении работы хосписов, о работе выездных служб.
  • Законодательно определить порядок благотворительной деятельности организаций и граждан, желающих оказать адресную благотворительную финансовую и материальную помощь хосписам и отделениям паллиативной помощи. Предлагается изменить тип государственных учреждений, относящихся к хосписам, на государственные бюджетные учреждения, так как данная форма оставляет возможность оказания хосписам благотворительной помощи. При этом в типовом уставе хосписов необходимо ограничить их деятельность кругом бесплатных медико-социальных услуг и организационно-методических мероприятий, полностью исключив при этом возможность оказания платной помощи.
  • Содействовать решению проблемы взаимодействия между онкологическими диспансерами, районными поликлиниками и хосписами, а также уделить внимание укреплению взаимосвязи между самими хосписами.
  • Разработать методику определения и определить региональную потребность в анальгетиках центрального действия, адъювантных лекарственных препаратах, в инструментальном и техническом обеспечении, а также в медицинских изделиях и средствах реабилитации и ухода за тяжелыми больными. Разработать и внести изменения в Приказ МЗ РФ №330 от 12.11.1997, регулирующий нормы обезболивания наркотическими препаратами.
  • Обеспечить создание достаточного количества хосписов и отделений паллиативной помощи для неонкологических пациентов.
  • Создать выездные службы во всех существующих хосписах и взять их работу под контроль.
  • Создать достаточное количество хосписов и отделений паллиативной помощи для детей с онкологическими и другими прогрессирующими терминальными заболеваниями.
  • Обеспечить контроль качества оказываемой паллиативной помощи, а также бесплатность предоставляемых услуг.
  • Гарантировать населению доступ к информации о возможности получения паллиативной помощи во всех регионах РФ.
  • Обеспечить иногородним гражданам РФ, находившимся на лечении в Москве, бесплатное получение паллиативной помощи в хосписах на территории Москвы.
  • Привлекать добровольцев к работе в хосписах и отделениях паллиативной помощи с целью снижения нагрузки на персонал.

Конференция считает целесообразным обратиться с ходатайством в Министерство здравоохранения и социального развития РФ об издании приказа «О совершенствовании организации и работы хосписов в Российской Федерации», в котором следует предусмотреть весь комплекс необходимых организационных мероприятий.

+7(495)640-99-55
fund@hospicefund.ru